Title: Интеллектуально-двигательное упражнение для формирования основ двигательного мышления дошкольников
Authors: Старченко, В.Н.
Чередник, Т.А.
Keywords: двигательное мышление
интеллектуально-двигательное упражнение
двигательная задача
дошкольники
игра
физическое воспитание
Issue Date: 2023
Publisher: Гродненский государственный университет имени Я.Купалы
Citation: Старченко, В.Н. Интеллектуально-двигательное упражнение для формирования основ двигательного мышления дошкольников / В.Н. Старченко, Т.А. Чередник // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. - 2023. - Т. 13, № 2. - С. 114-121.
Abstract: Во введении указана важность единства физического и интеллектуального воспитания в формировании человека, что обусловлено взаимосвязью умственной и двигательной деятельности. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для разностороннего развития ребенка. В этот временной промежуток ребенок познает окружающий мир, происходит формирование не только личности, но также физических, умственных и нравственных качеств. Предположено, что формирование основ двигательного мышления у детей дошкольного возраста является актуальной педагогической задачей. Реализация в процессе физического воспитания синергии физического и умственного может быть осуществлена посредством использования физических упражнений с выраженной интеллектуальной составляющей, выполняемых в игровой форме. Для формирования основ двигательного мышления у детей дошкольного возраста могут быть использованы интеллектуально-двигательные упражнения (ИД-упражнения), которые предполагают доминирование интеллектуальной деятельности над двигательной. В основе такого упражнения лежит интеллектуально-двигательная задача, решение которой не предполагает использования педагогом методов показа и рассказа (методов наглядной и словесной демонстрации) для объяснения способов ее решения. Продемонстрировано (описано) только само задание и условия его выполнения, но не способы его выполнения. Цель работы – апробация ИДупражнения для дошкольников, оформленного в виде игры «Найди дорогу». Упражнение разработано в соответствии с принципами конструирования такого рода упражнений и имеет восемь вариантов сложности. В основной части представлены организация, методы и результаты исследования. Дано описание интеллектуально-двигательного упражнения, оформленного в виде игры «Найди дорогу», и результаты его апробации. В результате апробации установлено, что данная игра соответствует критериям интеллектуально-двигательного упражнения, является адекватной для детей средней группы учреждения дошкольного образования, причем адекватность ее заданий уменьшается с увеличением сложности предлагаемых вариантов (тем самым создавая «зону ближайшего развития» для воспитанников разного уровня подготовленности). Статистически значимой разницы между результатами мальчиков и девочек не выявлено. При этом медиана результатов у мальчиков составила 10 баллов, а у девочек – 8 баллов. Проверка нулевой статистической гипотезы с помощью критерия Манна–Уитни показала ее справедливость (p-level = 0,31, что более 0,05). В заключении сделаны выводы о том, что ИД-упражнение «Найди дорогу» педагогически обосновано, имеет развивающий характер для большинства воспитанников данного возраста обоих полов и подходит в качестве средства формирования основ их двигательного мышления. В дальнейшем предполагается разработка и педагогическое обоснование матрицы (8 × 8) ИДупражнений и их вариантов возрастающей сложности. Упомянутая матрица ИД-упражнений может быть использована для создания модели формирования основ двигательного мышления у детей дошкольного возраста.
URI: http://elib.gsu.by/jspui/handle/123456789/62726
Appears in Collections:Статьи



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.