Title: Об особенностях восстановления церковной жизни на Гомельщине в 1941–1943 гг.
Authors: Козлова, Н.Н.
Keywords: оккупационный период
церковное возрождение
клирики
служители-«самосвяты»
occupation period
birth of the church
clergymen
votarists
Issue Date: 2019
Publisher: Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины
Citation: Козлова, Н.Н. Об особенностях восстановления церковной жизни на Гомельщине в 1941–1943 гг. / Н.Н. Козлова // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Сер.: Гуманитарные науки. - 2019. - № 1 (112). - С. 20-25.
Abstract: К 1939 г., в результате конфессиональной политики межвоенного периода, были закрыты все православные церкви Гомельщины. Уже в июле 1941 г. началось их интенсивное возрождение, которое явилось результатом лояльности немецких властей и следствием сохранения верующими и клириками церковного имущества после закрытия церквей. На основании архивных изысканий и материалов полевых экспедиций установлено, что в оккупационный период действовали не 63, а 102 молитвенных здания, как было засвидетельствовано ранее в отечественной историографии; также уточненное количество каноничных клириков – 73, а не 43. Выявлены келейные общины легализованного к 1942 г. «церковного подполья». Данные сведены в таблицу. Прихожане самостоятельно ремонтировали, восстанавливали и содержали молитвенные здания. Деятельность 73 клириков региона описана в контексте остроты кадрового вопроса. Приводятся имена Г. Секача, И. Трубицына, И. Пищикова, служивших одновременно в нескольких церквах. Акцентирована деятельность служителей-«самосвятов», выполняющих службы в сельской местности. Они выдвигались общим решением прихода из опытных мирян, если не было возможности поставить каноничного священника. Интенсивная церковная жизнь региона свидетельствует о том, что народные массы и клирики смогли сберечь основы приходской жизни, ведь их количество к 1943 г. достигло уровня 1920-х гг. As a result of the confessional policies of the interwar period all orthodox churches of the Gomel region were closed by 1939. The rebirth of the church began in 1941 due to the tolerance of German authorities and the process of returning the possessions of the churches that had been preserved by clergymen and believers. On the basis of archive records and the study of the field expeditions it has been found out that during the occupation period 102 prayer houses were restored, not 63 in number as it had been testified earlier in the country historiography, and the number of official clergymen is supposed to have been 73, but not 43. Among those congregations there were cellular affiliations of «the church underground» which was legalised in 1942. All the data are presented in the table. Churchgoers repaired, rebuilt and supported prayer houses. The author of the article describes the activities of 73 clergymen of the region. Such clergymen as G. Sekach, I. Trubitzyn, I. Pischikov served simultaneously in several churches. Special attention is paid to the activities of the votarists who fulfilled the duties of clergymen in rural districts. They were given the authority by the joint decision of the laity in case there was no possibility to appoint a clergyman. The intense regional church life shows that local believers and clergymen managed to save basic laity concepts. The number of churches in 1943 reached that of 1920s.
URI: http://hdl.handle.net/123456789/6393
ISSN: 1609-9672
Appears in Collections:Известия ГГУ им. Франциска Скорины. Гуманитарные науки

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
07 Козлова (20-25).pdf341.55 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.