Title: Физические упражнения как средство повышения адаптационных возможностей учащихся старших классов, проживающих в неблагоприятных экорадиационных условиях
Other Titles: Physical exercises as a means of increasing the adaptation opportunities of high school students living in adverse ecoradiation conditions
Authors: Нарскин, Г.И.
Тозик, О.В.
Нарскин, А.Г.
Narskin, G. I.
Tozik, O. V.
Narskin, A. G.
Keywords: адаптационные возможности организма
учащиеся старших классов
неблагоприятные экорадиационные условия
оздоровительная физическая культура
адаптационный потенциал системы кровообращения
adaptive capabilities of organism
high school students
adverse ecoradiation conditions
recreational physical education
adaptive potential of circulatory system
Issue Date: 2018
Citation: Нарскин, Г. И. Физические упражнения как средство повышения адаптационных возможностей учащихся старших классов, проживающих в неблагоприятных экорадиационных условиях / Г. И. Нарскин, О. В. Тозик, А. Г. Нарскин // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. – 2018. – Т. 8, № 3. – С. 86-95.
Abstract: Во введении отмечено, что физические упражнения являются самым доступным и наиболее действенным средством формирования адаптационных возможностей человека, препятствующих неблагоприятному воздействию радиоэкологических факторов, способствующих укреплению здоровья, повышению уровня физического состояния. Цель исследования – изучение адаптационных возможностей старшеклассников, проживающих в условиях воздействия неблагоприятных радиоэкологических факторов, а также возможности их коррекции с использованием средств оздоровительной физической культуры. В основной части приведены результаты предварительных исследований, свидетельствующие, что оздоровительный эффект от повышенной двигательной активности не всегда является положительным и зависит от многих факторов. Не только низкие, но и повышенные физические нагрузки не являются адекватными для организма старшеклассников, способствуя напряжению адаптационных механизмов и снижению функциональных возможностей. На основании результатов, полученных в ходе предварительных исследований, была разработана экспериментальная методика физического воспитания учащихся старших классов, проживающих в неблагоприятных экорадиационных условиях, основанная на оптимальном сочетании базового (содержащего обязательные для усвоения теоретические знания, а также необходимые двигательные умения и навыки) и вариативного (предполагающего использование оздоровительных физических упражнений, направленных не только на повышение уровня физической подготовленности старшеклассников, но и улучшение их функционального состояния, повышение адаптационных резервов) компонентов. В заключении подведены выводы исследования. В проведенном педагогическом эксперименте установлено, что рационально организованные занятия физическими упражнениями в общеобразовательной школе являются действенным средством повышения адаптационных возможностей организма учащихся и профилактики заболеваний. В то же время при планировании и организации уроков по физической культуре в школе следует учитывать текущее состояние учащихся и индивидуальные особенности адаптации к физическим нагрузкам, что позволит максимально эффективно получать оздоровительный эффект от занятий.= Abstract. In the introduction, it is noted that physical exercises are the most accessible and the most effective means of forming human adaptive capacities, preventing adverse effects of radioecological factors that contribute to health promotion and improve the level of physical condition. The aim of the research is to study the adaptive capabilities of high school students living in adverse ecoradiation conditions, as well as the possibility of their correction using recreational physical education. In the main part, there are the results of preliminary studies, which show that the healing effect of increased physical activity is not always positive and depends on many factors. Not only low, but also increased physical loads are not adequate for the organism of high school students, contributing to the tension of adaptation mechanisms and a decrease in functionality. On the basis of the results obtained in the preliminary studies, an experimental method was developed for physical education of high school students living in adverse ecoradiation conditions, based on the optimal combination of the basic (containing theoretical knowledge required for mastering, as well as the necessary motor skills), and variable (assuming use of improving physical exercises directed not only on increase of level of physical fitness of high school students, but also to improve their functional status, increase their adaptation reserves) components. In the conclusion, the results of the research are shown. In the conducted pedagogical experiment it is established that rationally organized physical exercises in the general education school are an effective means of increasing the adaptive capabilities of the organism of students and preventing diseases. At the same time, when planning and organizing lessons on physical education at school, it is necessary to take into account the current state of students and the individual characteristics of adaptation to physical loads, which will allow realizing the health effect of classes as effectively as possible.
URI: https://elib.gsu.by/handle123456789/72141
Appears in Collections:Статьи

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Нарскин_Физические.pdf316.53 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.