Title: | Разработка методик для неразрушающего контроля трибосопряжений при граничном трении |
Authors: | Короткевич, С.В. Пинчук, В.Г. Ковалев, Е.А. |
Keywords: | контактное сопротивление граничный смазочный слой толщина смазочного слоя электрофизическое зондирование смазочные материалы contact resistance boundary lubricating layer thickness of a lubricating layer electro physical probing lubricants |
Issue Date: | 2013 |
Publisher: | Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины |
Citation: | Короткевич, С.В. Разработка методик для неразрушающего контроля трибосопряжений при граничном трении / С.В. Короткевич, В.Г. Пинчук, Е.А. Ковалев // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Сер.: Естественные науки. - 2013. - № 6 (81). - С. 196-202. |
Abstract: | В работе дано обоснование использованию параметров контактной электропроводности для исследования механических и фрикционных свойств граничных смазочных слоев (ГСС) нанометрового диапазона толщины. Осуществлена оценка толщины ГСС (0,5–1,5 нм) в области контактных давлений ≈ 6,5 МПа–5,8 ГПа. Показана возможность использования контактного сопротивления для оценки толщины ГСС при трении, когда под действием нагрузки изменяется фактическая площадь контакта. Экспериментально установленный критерий может лечь в основу создания датчиков диагностики состо-яния поверхности раздела сопряженных металлов непосредственно в условиях работы узлов трения (узлов трансмиссии, цилиндро-поршневой группы двигателей внутреннего сгорания и т. д.), что важно для контроля и управления режимами их эксплуатации. In the work justification of the use of parameters of a contact electrical conductivity for research of mechanical and frictional characteristics of the boundary lubricating layers (BLL) of nanometer range of thickness is given. The assessment of thickness of BLL (0,5–1,5 nanometers) in the field of contact pressure ≈ 6,5 MPa–5,8 GPa is carried out. Possibility of the use of contact resistance for assessment of thickness of BLL is shown at sliding friction when under the influence of loading the actual contacting area changes. Experimentally established criterion can form the basis for creation of sensors for diagnostics of the interface status of the conjugate metals immediately in operating conditions of clusters of a sliding friction (clusters of transmission, tsilindro-piston group of internal combustion engines etc.). It is important for monitoring and management of modes of their operation. |
URI: | http://elib.gsu.by/jspui/handle/123456789/14988 |
Appears in Collections: | Известия ГГУ им. Франциска Скорины. Естественные науки |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
Короткевич_Разработка_методик_для.pdf | 354.31 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.