Title: Кластерный подход в образовании: опыт Республики Беларусь
Authors: Певзнер, М.Н.
Петряков, П.А.
Пермяков, А.В.
Лебедев, Н.А.
Северин, С.Н.
Keywords: региональный педагогический кластер
субъекты кластера
непрерывное педагогическое образование
устойчивое развитие региона
сетевое взаимодействие
кластерообразующее ядро
профильные педагогические классы
Issue Date: 2024
Citation: Кластерный подход в образовании: опыт Республики Беларусь / М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, А.В. Пермяков, Н.А. Лебедев [и др.] // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, № 4. - С. [1-14].
Abstract: Авторы статьи ставят цель обобщить опыт реализации кластерных моделей непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь, имеющих различную иерархическую структуру. В статье отмечается, что основной характеристикой региональных учебно-научно-инновационных кластеров, функционирующих на принципах интегративности, кооперации и партнерского взаимодействия, является нацеленность на инновационное развитие системы педагогического образования в регионе на основе интеграции информационных, кадровых и материально-технических ресурсов. Системообразующим ядром в большинстве исследованных авторами педагогических кластеров Республики Беларусь являются университеты, осуществляющие научно-методическое сопровождение инновационных процессов в региональных образовательных системах. В статье представлены результаты интервьюирования руководителей образовательных организаций Гомельской и Брестской областей, отражающие их опыт сетевого взаимодействия с университетами и другими участниками кластера. Раскрыты приоритетные формы сотрудничества субъектов педагогического кластера: внедрение инноваций на всех уровнях образования, персонифицированная профориентационная работа с потенциальными абитуриентами, методическое сопровождение педагогических классов, научное консультирование учителей школ, развитие ресурсных центров на базе образовательных организаций региона. В статье также представлена оценка участниками фокус-группы эффективности деятельности региональных педагогических кластеров и оптимальности их структуры. На основе анализа научных источников, сайтов университетов и результатов эмпирических исследований авторы приходят к выводу, что кластерный подход в образовании способствует раскрытию инновационного потенциала региональных образовательных систем и достижению стратегических целей организаций, входящих в состав кластера. Кластерные образовательные модели в Республике Беларусь рассматриваются в статье как важный ресурс устойчивого инновационного развития регионов.
URI: https://elib.gsu.by/handle123456789/76249
Appears in Collections:Статьи

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Кластерный_подход.pdf525.35 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.