Title: | Кластерный подход в образовании: опыт Республики Беларусь |
Authors: | Певзнер, М.Н. Петряков, П.А. Пермяков, А.В. Лебедев, Н.А. Северин, С.Н. |
Keywords: | региональный педагогический кластер субъекты кластера непрерывное педагогическое образование устойчивое развитие региона сетевое взаимодействие кластерообразующее ядро профильные педагогические классы |
Issue Date: | 2024 |
Citation: | Кластерный подход в образовании: опыт Республики Беларусь / М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, А.В. Пермяков, Н.А. Лебедев [и др.] // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. - Т. 12, № 4. - С. [1-14]. |
Abstract: | Авторы статьи ставят цель обобщить опыт реализации кластерных моделей непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь, имеющих различную иерархическую структуру. В статье отмечается, что основной характеристикой региональных учебно-научно-инновационных кластеров, функционирующих на принципах интегративности, кооперации и партнерского взаимодействия, является нацеленность на инновационное развитие системы педагогического образования в регионе на основе интеграции информационных, кадровых и материально-технических ресурсов. Системообразующим ядром в большинстве исследованных авторами педагогических кластеров Республики Беларусь являются университеты, осуществляющие научно-методическое сопровождение инновационных процессов в региональных образовательных системах. В статье представлены результаты интервьюирования руководителей образовательных организаций Гомельской и Брестской областей, отражающие их опыт сетевого взаимодействия с университетами и другими участниками кластера. Раскрыты приоритетные формы сотрудничества субъектов педагогического кластера: внедрение инноваций на всех уровнях образования, персонифицированная профориентационная работа с потенциальными абитуриентами, методическое сопровождение педагогических классов, научное консультирование учителей школ, развитие ресурсных центров на базе образовательных организаций региона. В статье также представлена оценка участниками фокус-группы эффективности деятельности региональных педагогических кластеров и оптимальности их структуры. На основе анализа научных источников, сайтов университетов и результатов эмпирических исследований авторы приходят к выводу, что кластерный подход в образовании способствует раскрытию инновационного потенциала региональных образовательных систем и достижению стратегических целей организаций, входящих в состав кластера. Кластерные образовательные модели в Республике Беларусь рассматриваются в статье как важный ресурс устойчивого инновационного развития регионов. |
URI: | https://elib.gsu.by/handle123456789/76249 |
Appears in Collections: | Статьи |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
Кластерный_подход.pdf | 525.35 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.