Название: | Смысложизненные ориентации и профессиональная направленность личности слушателей переподготовки |
Другие названия: | Life-meaning orientations and professional orientation of the personality of the retraining trainees |
Авторы: | Гапанович-Кайдалова, Е.В. Gapanovich-Kaidalova, E.V. |
Ключевые слова: | смысложизненные ориентации ценностные ориентации терминальные ценности инструментальные ценности профессиональная направленность личности переподготовка слушателей life-meaning orientations value orientations terminal values instrumental values professional orientation of the personality retraining of trainees |
Дата публикации: | 2023 |
Библиографическое описание: | Гапанович-Кайдалова, Е.В. Смысложизненные ориентации и профессиональная направленность личности слушателей переподготовки / Е.В. Гапанович-Кайдалова // Эпоха науки. – 2023. – № 33. – С. 176-185. |
Краткий осмотр (реферат): | Эффективность профессиональной деятельности специалистов во многом зависит от их смысложизненных ориентаций и направленности личности. Человекоориентированный подход повышает роль педагога и морально-этической составляющей его личности в воспитании и обучении детей, формировании их системы ценностей. Это определяет актуальность нашей темы. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выявление особенностей смысложизненных ориентаций и профессиональной направленности личности обучающихся. Выборка составила 109 слушателей переподготовки Института дополнительного образования учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» психолого-педагогических специальностей (средний возраст - 35 лет). В исследовании были использованы методы тестирования (Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» Е.И. Рогова) и беседы. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что обучающихся отличает высокая общая осмысленность жизни, целеустремленность, удовлетворенность прошлыми результатами, восприятие настоящего как интересного, осмысленного и насыщенного эмоциями процесса. Подтвердилась гипотеза о существовании взаимосвязи между особенностями смысложизненных ориентаций и профессиональной направленностью личности респондентов. Доказано, что испытуемые с высокой осмысленностью жизни и целеустремленностью имеют ярко выраженную профессиональную направленность на предмет, ориентированы на самореализацию в профессии. Установлено, что слушателям психолого-педагогических специальностей присуща полинаправленность личности. В силу специфики профессиональной деятельности, для них приобретают значимость гуманистические ценности, к которым можно отнести инструментальные ценности общения, принятия других, этические. = The effectiveness of specialists’ professional activity largely depends on their life-meaning orientations and personality orientation. The human-oriented approach increases the role of the teacher and the moral and ethical component of his personality in the upbringing and education of children, the formation of their value system. This determines the relevance of our topic. The article presents the results of an empirical study, the purpose of which was to identify the features of life-meaning orientations and professional orientation of students’ personality. The sample was 109 students of retraining of the Institute of Additional Education of the Educational Institution «Francisk Skorina Gomel State University» of psychological and pedagogical specialties (average age - 35 years). Testing methods (the Life meaning orientations test by D.A. Leontiev, the method of «Value orientations» by M. Rokich, the method of «Assessment of the professional orientation of the teacher's personality» by E.I. Rogov) and conversations were used in the study. The study results analysis allowed us to make conclusion that students are distinguished by a high overall life meaningfulness, purposefulness, satisfaction with past results, perception of the present as an interesting, meaningful and emotional process. The hypothesis of the existence of a relationship between the features of lifemeaning orientations and the professional orientation of the respondents' personality was confirmed. It is proved that the subjects with high life meaningfulness of and purposefulness have a pronounced professional orientation to the subject, are focused on self-realization in the profession. It is established that students of psychological and pedagogical specialties are characterized by a multidirectional personality. Due to the specifics of their professional activity, humanistic values become important for them, which include instrumental values of communication, acceptance of others, ethical values. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | http://elib.gsu.by/jspui/handle/123456789/59513 |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
Гапанович-Кайдалова_Смысложизненные.pdf | 152.57 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.