Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorСериков, Г.В.-
dc.date.accessioned2023-05-02T06:43:45Z-
dc.date.available2023-05-02T06:43:45Z-
dc.date.issued2023-
dc.identifier.citationСериков, Г.В. Возвратные модели в структуре польских пословиц с метроритмической организацией / Г.В. Сериков // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. - 2023. - Т. 13, № 1. - С. 31-42.ru
dc.identifier.urihttp://elib.gsu.by/jspui/handle/123456789/60195-
dc.description.abstractСтатья посвящена организующей роли рифмы и ритма в структуре польских паремий, содержащих возвратные глаголы. Во введении сообщено об особенностях функционирования клитики się в польском синтаксисе, назван источник исследования паремий, содержащих возвратную морфему się, проанализировано соотношение употребления модели контактной препозиции «się + V» в пословицах в сравнении с синтаксическими конструкциями из прозаических текстов. В основной части проанализирована метроритмическая структура отдельных паремий, исследованы причины удачного закрепления определенных моделей возвратных глаголов в языке природных носителей польского языка в контексте раскрытия мнемонического и орнаментального потенциала паремий; подчеркнута роль силлабического дистиха как наиболее приемлемой двусложной ритмоорганизующей стихотворной формы для создания ритмического рисунка фразы, обусловленного фиксированным ударением в польском языке на предпоследнем слоге. В заключении утверждено, что ни структура возвратных моделей, ни количество возвратных конструкций в паремиях не влияют на их метрическую организацию по причине того разнообразного потенциала лексико-фонетических средств и просодических особенностей, которые присущи польскому языку. Более устойчивыми в устной речи поляков, а также предпочтительными для фиксации в словарях являются те паремии, которые имеют идеальную (или близко к идеальной) метроритмическую структуру, т.е. которым присущи ритм и рифма. В самой короткой пословице всегда приветствуется рифма, пусть даже неточная или бедная. Рифма в пословицах предпочтительнее ритма, поэтому характерный для них ритмический сбой, или переакцентуация, является естественной характеристикой паремий, возникших и бытующих в повседневной языковой практике народа.ru
dc.language.isoberu
dc.publisherГродненский государственный университет имени Я.Купалыru
dc.subjectвозвратные моделиru
dc.subjectпословицаru
dc.subjectпаремияru
dc.subjectконтактная препозицияru
dc.subjectсиллабический дистихru
dc.subjectклитикаru
dc.subjectделимитерru
dc.subjectметроритмическийru
dc.subjectбивалентныйru
dc.titleВозвратные модели в структуре польских пословиц с метроритмической организациейru
dc.typeArticleru
dc.identifier.udk811.162.1’42’367.625:398.91(=162.1)-
dc.rootВестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалыru
dc.placeOfPublicationГродноru
dc.seriesСерия 3. Филология. Педагогика. Психологияru
dc.number№ 1ru
dc.volume13ru
Appears in Collections:Статьи

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Сериков_Возвратные.pdf1.01 MBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.