Название: | Возвратные модели в структуре польских пословиц с метроритмической организацией |
Авторы: | Сериков, Г.В. |
Ключевые слова: | возвратные модели пословица паремия контактная препозиция силлабический дистих клитика делимитер метроритмический бивалентный |
Дата публикации: | 2023 |
Издательство: | Гродненский государственный университет имени Я.Купалы |
Библиографическое описание: | Сериков, Г.В. Возвратные модели в структуре польских пословиц с метроритмической организацией / Г.В. Сериков // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. - 2023. - Т. 13, № 1. - С. 31-42. |
Краткий осмотр (реферат): | Статья посвящена организующей роли рифмы и ритма в структуре польских паремий, содержащих возвратные глаголы. Во введении сообщено об особенностях функционирования клитики się в польском синтаксисе, назван источник исследования паремий, содержащих возвратную морфему się, проанализировано соотношение употребления модели контактной препозиции «się + V» в пословицах в сравнении с синтаксическими конструкциями из прозаических текстов. В основной части проанализирована метроритмическая структура отдельных паремий, исследованы причины удачного закрепления определенных моделей возвратных глаголов в языке природных носителей польского языка в контексте раскрытия мнемонического и орнаментального потенциала паремий; подчеркнута роль силлабического дистиха как наиболее приемлемой двусложной ритмоорганизующей стихотворной формы для создания ритмического рисунка фразы, обусловленного фиксированным ударением в польском языке на предпоследнем слоге. В заключении утверждено, что ни структура возвратных моделей, ни количество возвратных конструкций в паремиях не влияют на их метрическую организацию по причине того разнообразного потенциала лексико-фонетических средств и просодических особенностей, которые присущи польскому языку. Более устойчивыми в устной речи поляков, а также предпочтительными для фиксации в словарях являются те паремии, которые имеют идеальную (или близко к идеальной) метроритмическую структуру, т.е. которым присущи ритм и рифма. В самой короткой пословице всегда приветствуется рифма, пусть даже неточная или бедная. Рифма в пословицах предпочтительнее ритма, поэтому характерный для них ритмический сбой, или переакцентуация, является естественной характеристикой паремий, возникших и бытующих в повседневной языковой практике народа. |
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): | http://elib.gsu.by/jspui/handle/123456789/60195 |
Располагается в коллекциях: | Статьи |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
Сериков_Возвратные.pdf | 1.01 MB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.